Вниз

Об утверждении санитарных правил и норм Санпин 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2021 г. N 2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ

САНПИН 1.2.3685-21 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»

VI. Гигиенические нормативы по устройству,

содержанию и режиму работы организаций воспитания

и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

172. Нормативы площадей помещений представлены в таблице 6.1. Требования к нормативам площадей предъявляются при наличии в организации данных видов (типов) помещений.

173. Раздевальная (прихожая) должны быть:

в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;

учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

174. Комната воспитателя должна быть:

в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда;

учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием.

175. Изолятор (помещение для временной изоляции заболевших) должен быть в организациях с круглосуточным пребыванием.

176. Площадь учебных помещений указана без учета площади, необходимой для дополнительного оборудования и (или) мебели для хранения оборудования и (или) учебных пособий.

177. Количество и площадь спортивных залов рассчитывается в зависимости от необходимой одномоментной пропускной способности и спортивной спецификации.

178. Количество комнат гигиены девочек (девушек) должно быть не менее 1 комнаты на 70 человек.

179. Количество помещений для стирки, сушки вещей, глажения и чистки одежды должно быть не менее 1 помещения на жилую секцию и (или) этаж.

180. Площадь туалетов указана для туалетов, размещенных в жилых ячейках и (или) на одном этаже.

Нормативы площадей помещений

Таблица 6.1

Помещения, возрастНорматив, не менее
12
Организации для детей до 7 лет
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятийдо 3-х лет2,5 м2/чел.
3 — 7 лет2,0 м2/чел.
Помещение для приема и (или) приготовления пищидошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда0,7 м2/посадочное место
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при поквартирном проживании1,5 м2/посадочное место
Спальная (место для сна)до 3-х лет1,8 м2/чел.
3 — 7 лет2,0 м2/чел.
Раздевальная в групповой ячейкев группах менее 10 чел.1,0 м2/чел. (минимальная площадь помещения 6,0 м2)
в группах более 10 чел.18,0 м2
Раздевальная (прихожая)1,2 м2/чел. (минимальная площадь помещения 6,0 м2)
Буфетная3,0 м2
Туалетнаядо 3-х лет0,6 м2/чел.
3 — 7 лет0,8 м2/чел.
Туалетная и душевая или ванная комната0,8 м2/ чел.
Музыкальный зал при проектной мощности организации от 120 до 250 детей50,0 м2
Музыкальный зал при проектной мощности организации от 250 детей100,0 м2
Физкультурный зал или объединенный физкультурный и музыкальный зал при проектной мощности организации менее 250 детей75,0 м2
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми10,0 м2
Комната воспитателя6,0 м2/ чел.
Медицинский кабинет12,0 м2
Процедурный кабинет8,0 м2
Изолятор (помещение для временной изоляции заболевшего)6,0 м2/койко-место
Туалет медицинского блока с местом для приготовления дезинфицирующих растворов6,0 м2
Помещения для стирки белья (постирочные)14,0 м2
Гладильная10,0 м2
Кладовая чистого белья6,0 м2
Туалет для персонала3,0 м2
Хозяйственная кладовая4,0 м2
Помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов4,0 м2
Организации для детей старше 7 лет и молодежи
Жилые комнаты в общежитиях, интернатах, учреждениях социального обслуживания семьи и детейпри наличии отдельных помещений для самостоятельных занятий4,5 м2/чел.
при оборудовании мест для самостоятельных занятий в жилой комнате6,0 м2/чел.
Жилые комнаты, спальные помещения в организациях отдыха детей и их оздоровления, групп продленного дня4,0 м2/чел.
Жилые комнаты в детских санаториях6,0 м2/чел.
Помещения для отдыха и игр (гостиные), игровых комнат2,5 м2/чел.
Учебные помещения, кабинеты, аудитории при фронтальных формах занятий2,5 м2/чел.
Учебные помещения, кабинеты, аудитории при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий3,5 м2/чел.
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером4,5 м2/ рабочее место
Лаборантская при специализированных кабинетах, лабораториях, мастерских (ПОО)15,0 м2
Лекционные аудиториидо 350 мест1,2 м2/чел.
более 350 мест1,0 м2/чел.
Мастерские трудового обучения, кабинет кулинарии и домоводства в общеобразовательных организациях6,0 м2/ рабочее место
Слесарная мастерская (ПОО)на 15 чел.5,4 м2/чел.
на 20 чел.4,5 м2/чел.
Слесарно-инструментальная мастерская (ПОО)на 15 чел.7,2 м2/чел.
на 20 чел.6,0 м2/чел.
Слесарно-сборочная мастерская (ПОО)на 15 чел.8,0 м2/чел.
на 20 чел.7,2 м2/чел.
Токарная, фрезерная, механическая мастерская (ПОО)на 15 чел.12,0 м2/чел.
на 20 чел.10,8 м2/чел.
Электрогазосварочная мастерская (ПОО)на 15 чел.12,0 м2/чел.
на 20 чел.9,6 м2/чел.
Электросварочная (ПОО)на 15 чел.9,0 м2/чел.
на 20 чел.7,5 м2/чел.
Электромонтажная (ПОО)на 15 чел.6,0 м2/чел.
на 20 чел.4,0 м2/чел.
Механическая по обработке дерева (ПОО)на 15 чел.12,0 м2/чел.
на 20 чел.10,0 м2/чел.
Помещение для самоподготовки2,5 м2/чел.
Рекреация коридорного типа0,6 м2/чел.
Рекреация зального типа2,0 м2/чел.
Актовый (концертный) зал0,65 м2/посадочное место
Спортивный зал10 м2/чел.
Зал для занятий лечебной физической культурой5,0 м2/чел.
Раздевальные при спортивном зале14,0 м2
Туалетные при спортивном зале8,0 м2
Душевые при спортивном зале, раздельные по полу12,0 м2
Лаборатории, мастерские для занятий творчеством при организации дополнительного образования (ПОО)4,0 м2/чел.
Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования12,0 м2
Зал для занятий хора и оркестра2,0 м2/чел.
Зал для занятий хореографией3,0 м2/чел.
Обеденный залобщеобразовательные организации, ПОО, организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием0,7 м2/ посадочное место
организации отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием1,0 м2/посадочное место
Обеденный залдетские санатории; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации1,5 м2/посадочное место
Помещение для приема пищи и (или) приготовления пищималокомплектные образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования0,7 м2/посадочное место (минимальная площадь помещения 20 м2)
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при поквартирном проживании; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации1,5 м2/посадочное место
Комната воспитателя6,0 м2/чел.
Туалетные раздельные для мальчиков и девочек (юношей и девушек)0,1 м2/чел.
Туалетная и душевая или ванная комнатадля организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации0,8 м2/ чел.
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1,5 м2/чел.
Комната гигиены девочек (девушек)3,0 м2
Помещение для хранения вещей0,2 м2/чел.
Помещение для стирки, сушки вещей, глажения и чистки одежды14 м2
Помещение для хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов4,0 м2
Медицинский кабинетобщеобразовательные организации, ПОО21,0 м2
организации отдыха детей и их оздоровления10,0 м2
Стоматологический кабинет12,0 м2
Процедурный (прививочный) кабинет12,0 м2
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми10,0 м2
Изолятор (помещение для временной изоляции заболевших)6,0 м2/1 койко-место
Медицинская палатка (в палаточном лагере)4,0 м2
Гардероб0,15 м2/на 1 чел.
Раздевальная (прихожая)1,2 м2/чел (минимальная площадь помещения 6 м2)
Ширина рекреаций 
При одностороннем расположении кабинетов4,0 м
При двухстороннем расположении кабинетов6,0 м

Нормативы параметров мебели, оборудования

и расстановки мебели

Таблица 6.2

Нормативы параметров мебели
Вид оборудованияВозрастНормируемый параметрНорматив
Мебель для лежания (кровати) — размеры, не менеедо 3-х летдлина1200 мм
ширина600 мм
от 3-х до 7 летдлина1400 мм
ширина600 мм
от 7 до 10 летдлина1600 мм
ширина700 мм
от 10 лет и старшедлина1900 мм
ширина800 мм
Вид оборудованияНомер мебелиМаркировкаДлина тела (рост ребенка)Высота рабочей плоскости
Мебель детская дошкольная, ученическая (столы) — высота до крышки00Черныйдо 850 мм340 мм
0Белый850 — 1000 мм400 мм
1Оранжевый1000 — 1150 мм460 мм
2Фиолетовый1150 — 1300 мм520 мм
3Желтый1300 — 1450 мм580 мм
4Красный1450 — 1600 мм640 мм
5Зеленый1600 — 1750 мм700 мм
6Голубой1750 — 1850 мм760 мм
Мебель детская дошкольная, ученическая (стулья) — высота сиденья00Черныйдо 850 мм180 мм
0Белый850 — 1000 мм220 мм
1Оранжевый1000 — 1150 мм260 мм
2Фиолетовый1150 — 1300 мм300 мм
3Желтый1300 — 1450 мм340 мм
4Красный1450 — 1600 мм380 мм
5Зеленый1600 — 1750 мм420 мм
6Голубой1750 — 1850 мм460 мм
Конторки (высота над полом переднего края столешницы)1150 — 1300 мм750 мм
1300 — 1450 мм850 мм
1450 — 1600 мм950 мм
Требования к расстановке мебели
ПоказательНорматив
Минимальные разрывы, расстояния, не менее 
Кровати в спальных помещенияхот наружных стен60 см
от отопительных приборов20 см
ширина прохода между кроватями50 см
между изголовьями двух кроватей30 см
Мебель в учебном помещениимежду столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей)50 см
между рядами столов50 см
от учебной доски до первого ряда столов240 см
Наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столовне более 860 см
Угол видимости учебной доскидо 7 лет; 1 — 4 классы45°
5 — 11 классы, ПОО35°
Высота нижнего края учебной доски над полом70 — 90 м

181. Нормативы размера экрана электронных средств обучения представлены в таблице 6.3.

182. При использовании ноутбука с диагональю экрана 14 дюймов при работе с текстом размер шрифта, указанный в главе VII, в таблице «Требования к оформлению текстовой информации электронных учебных изданий», должен быть увеличен на 2 пункта для сохранения размера символа на экране.

Нормативы размера экрана электронных средств обучения

Таблица 6.3

Электронные средства обученияДиагональ экрана, дюйм/см, не менее
Интерактивная доска (интерактивная панель)65/165,1
Монитор персонального компьютера, ноутбука15,6/39,6
Ноутбук14,0/35,6
Планшет10,5/26,6

Нормативы количества и установки санитарных приборов

в помещениях

Таблица 6.4

Показатель, возрастНорматив
Высота установки умывальных раковин или раковины желобкового типа (от пола до борта)до 4-х лет0,4 м
от 4-х до 7 лет0,5 м
7 лет и старше0,7 — 0,8 м
Количество санитарных приборов для детей дошкольного возраста, не менеедо 3-х летиндивидуальные горшкина каждого ребенка
умывальники или 1 раковина желобкового типа1 кран на 5 детей
унитаз1
поддон с душевой насадкой на гибком шланге1
умывальник для персонала1
3 — 7 летдетские унитазы1 унитаз на 5 детей
умывальники или раковина желобкового типа1 кран на 5 детей
умывальник для персонала1
3 — 7 лет, для организаций с кратковременным пребыванием (4 часа и менее)детские унитазы1 унитаз на 20 детей
умывальники или раковина желобкового типа1 кран на 20 детей
Количество санитарных приборов для детей старше 7 лет в организациях с дневным пребыванием, не менееунитазы1 на 20 девочек
1 на 30 мальчиков
писсуары1 на 30 мальчиков
умывальники или раковина желобкового типа1 кран на 30 чел.
Количество умывальников или раковина желобкового типа перед обеденным залом, не менее1 кран на 20 посадочных мест

Коэффициент отражения в помещениях

Таблица 6.5

ПоказательНорматив
Коэффициент отражения, не менеепотолок, верхняя часть стен и оконных откосов0,70
панели стен0,55
пол0,40
мебель0,45

Требования к организации образовательного процесса

Таблица 6.6

ПоказательОрганизация, возрастНорматив
123
Начало занятий, не ранеевсе возрастные группы8:00
детский санаторий9:00
Окончание занятий, не позднеепри реализации образовательных программ дошкольного образования17:00
при реализации программ начального, общего основного и среднего общего образования и программ профессионального обучения (ПОО 1, 2 курс)19:00
при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секцийдо 7 лет19:30
7 — 10 лет20:00
10 — 18 лет21:00
детские санатории18:00
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены, не менее20 мин
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не болееот 1,5 до 3 лет10 мин
от 3 до 4 лет15 мин
от 4 до 5 лет20 мин
от 5 до 6 лет25 мин
от 6 до 7 лет30 мин
Продолжительность учебного занятия для обучающихся, не более1 класс (сентябрь — декабрь)35 мин
1 класс (январь — май)40 мин
  
классы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья40 мин
2 — 11 классы45 мин
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не болееот 1,5 до 3 лет20 мин
от 3 до 4 лет30 мин
от 4 до 5 лет40 мин
от 5 до 6 лет50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна
от 6 до 7 лет90 мин

183. Режим дня может корректироваться в зависимости от типа организации и вида реализуемых образовательных программ, сезона года.

184. Для детей 15 — 18 лет с учетом состояния их здоровья может быть предусмотрена замена дневного сна на тихий отдых (чтение книг, настольные игры).

185. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.

Показатели организации образовательного процесса

Таблица 6.7

ПоказательОрганизация, возрастНорматив
Продолжительность дневного сна, не менее1 — 3 года3,0 ч
4 — 7 лет2,5 ч
старше 7 лет1,5 ч
Продолжительность прогулок, не менеедля детей до 7 лет3, ч/день
для детей старше 7 лет2,0 ч/день
Суммарный объем двигательной активности, не менеевсе возраста1,0 ч/день
Утренний подъем, не ранеевсе возраста7 ч 00 мин
Утренняя зарядка, продолжительность, не менеедо 7 лет10 мин
старше 7 лет15 мин

186. Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) на уроке рассчитывается суммарное время ее использования на занятии.

187. Для вычисления продолжительности использования электронного средства обучения (ЭСО) индивидуального пользования определяется непрерывная продолжительность их использования на занятии.

188. При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них.

189. Для детей 6 — 7 лет и обучающихся 1 — 4 классов использование ноутбуков возможно при наличии дополнительной клавиатуры.

Продолжительность использования ЭСО

Таблица 6.8

Электронные средства обученияКлассына уроке, мин, не болеесуммарно в день в школе, мин, не болеесуммарно в день дома (включая досуговую деятельность), мин, не более
12345
Интерактивная доска5 — 7 лет720
1 — 3 классы2080
4 классы3090
5 — 9 классы30100
10 — 11 классы, 1 — 2 курс ПОО30120
Интерактивная панель5 — 7 лет510
1 — 3 классы1030
4 классы1545
5 — 6 классы2080
7 — 11 классы, 1 — 2 курс ПОО25100
Персональный компьютер6 — 7 лет1520
1 — 2 классы204080
3 — 4 классы255090
5 — 9 классы3060120
10 — 11 классы, 1 — 2 курс ПОО3570170
Ноутбук6 — 7 лет1520
1 — 2 классы204080
3 — 4 классы255090
5 — 9 классы3060120
10 — 11 классы, 1 — 2 курс ПОО3570170
Планшет6 — 7 лет1010
1 — 2 классы103080
3 — 4 классы154590
5 — 9 классы2060120
10 — 11 классы, 1 — 2 курс ПОО2080150

190. Оценка трудности предметов, отсутствующих в представленных шкалах, производится аналогично предметам данной предметной области.

Показатели продолжительности проветривания

учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры

наружного воздуха, мин

Таблица 6.12

Температура наружного воздуха, °CУчебные кабинеты в малые переменыУчебные кабинеты в большие перемены и между сменами/рекреации между учебными занятиями
от +10 до +64 — 1025 — 35
от +5 до 03 — 720 — 30
от 0 до -52 — 515 — 25
от -5 до -101 — 310 — 15
ниже -101 — 1,55 — 10

Микроклиматические показатели,

при которых проводятся занятий физической культурой

на открытом воздухе в холодный период года

по климатическим зонам

Таблица 6.13

Климатическая зонаВозраст обучающихсяТемпература воздуха, °C
без ветрапри скорости ветра до 5 м/спри скорости ветра 6 — 10 м/с
Северная часть Российской Федерациидо 12 лет-10 -11-6 -7-3 -4
12 -13 лет-12-8-5
14 — 15 лет-15-12-8
16 — 17 лет-16-15-10
Заполярьедо 12 лет-11 -13-7 -9-4 -5
12 -13 лет-15-11-8
14 — 15 лет-18-15-11
16 — 17 лет-21-18-13
Средняя полоса Российской Федерациидо 12 лет-9-6-3
12 — 13 лет-12-8-5
14 — 15 лет-15-12-8
16 — 17 лет-16-15-10

Микроклиматические показатели,

при которых проводятся занятий физической культурой

на открытом воздухе в холодный период года

в условиях муссонного климата

Таблица 6.14

Сезоны годаКласс обученияТемпература воздуха, °CВлажность воздуха, %Скорость ветра, м/с
Зима1 — 4-1 -70 — 75< 2
5 — 11-1 -150 — 00< 5
Весна1 — 40 +50 — 800 — 2
5 — 11-1 +50 — 000 — 7
Лето1 — 4< +25< 602 — 6
5 — 11< +30< 800 — 8
Осень1 — 4> +30 — 750 — 2
5 — 11> 00 — 000 — 8
Весеннее межсезонье1 — 40 — 30 — 600 — 2
5 — 110 — 70 — 000 — 6
Осеннее межсезонье1 — 40 — 50 — 800 — 3
5 — 110 — 100 — 000 — 8

Показатели безопасности песка в песочницах

детских организаций

Таблица 6.17

ПоказательЕдиницы измеренияНорматив
Индекс БГКПкл/гМенее 10
Индекс энтерококковкл/гМенее 10
Патогенные энтеробактериикл/готсутствие
Паразитологические показатели  
Цисты патогенных кишечных простейшихэкз/100готсутствие
Яйца и личинки гельминтов (жизнеспособные)экз/кготсутствие
Радиологические показатели
Удельная эффективная активность природных радионуклидовБк/кг370
Удельная активность цезияБк/кг100
Санитарно-химические показатели
Кадмиймг/кгНе более 2
Кобальтмг/кгНе более 5
Марганецмг/кгНе более 100
Медьмг/кгНе более 3
Мышьякмг/кгНе более 2
Никельмг/кгНе более 4
Нитратымг/кгНе более 130
Ртутьмг/кгНе более 2,1
Свинецмг/кгНе более 6
Фтормг/кгНе более 10
Цинкмг/кгНе более 23
Хроммг/кгНе более 6

192. Требования к наличию помещений устанавливаются при наличии в организации данных видов производственных помещений.

193. Количество холодильников определяется количеством необходимого объема пищевых продуктов требованием к хранению продуктов.

194. В мучном цехе производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки.

195. Одна из пяти моечных ванн должна быть оборудована душевой насадкой с гибким шлангом.

Минимальный перечень оборудования

производственных помещений столовых образовательных

организаций и базовых предприятий питания

Таблица 6.18

Наименование производственного помещенияНаименование оборудованияКоличество (не менее)
123
Складстеллажи1
подтоварники1
среднетемпературные холодильные шкафы1
низкотемпературные холодильные шкафы1
психрометр1
Овощной цех (первичной обработки овощей — зона)производственные столы2
картофелеочистительная машина1
овощерезательная машина1
моечные ванны2
раковина для мытья рук1
Овощной цех (вторичной обработки овощей — зона)производственные столы2
моечные ванны2
универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина1
среднетемпературные холодильные шкафы1
раковина для мытья рук1
Холодный цех (зона)производственные столы2
контрольные весы1
среднетемпературные холодильные шкафы1
универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина1
бактерицидная установка для обеззараживания воздуха1
моечная ванна (для повторной обработки овощей не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов)1
раковина для мытья рук1
Мясорыбный цехпроизводственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы)3
контрольные весы1
среднетемпературные холодильные шкафы1
низкотемпературные холодильные шкафы1
электромясорубка1
моечные ванны2
колода для разруба мяса1
фаршемешалка1
котлетоформовочный автомат1
раковина для мытья рук1
Помещение для обработки яиц (место в мясо-рыбном цехе)производственный стол1
моечные ванны (емкости)3
емкость для обработанного яйца1
раковина для мытья рук1
Мучной цехпроизводственные столы2
тестомесильная машина1
контрольные весы1
пекарский шкаф1
стеллажи1
моечная ванна1
раковина для мытья рук1
Доготовочный цехпроизводственные столы3
контрольные весы1
среднетемпературные холодильные шкафы1
низкотемпературные холодильные шкафы1
овощерезательная машина1
моечные ванны3
раковина для мытья рук1
Помещение для нарезки хлебапроизводственный стол1
хлеборезательная машина1
шкаф для хранения хлеба1
раковина для мытья рук1
Горячий цехпроизводственные столы2
электрическая плита1
электрическая сковорода1
духовой (жарочный) шкаф1
пароконвектомат1
электропривод для готовой продукции1
электрокотел1
контрольные весы1
раковина для мытья рук1
Раздаточная зонамармиты для горячих блюд2
холодильный прилавок (витрина, секция)1
Моечная для мытья столовой посудыпроизводственный стол1
посудомоечная машина1
моечные ванны (для мытья столовой посуды)3
моечные ванны (для стеклянной посуды и столовых приборов)2
стеллаж (шкаф)1
раковина для мытья рук1
Моечная для мытья кухонной посудыпроизводственный стол1
моечные ванны (с объемом, позволяющим обеспечивать полное погружение кухонной посуды), оборудованные душевой насадкой с гибким шлангом2
Моечная тарымоечные ванны2
Производственное помещение буфета-раздаточной с посудомоечнойпроизводственные столы2
электроплита1
моечная ванна1
среднетемпературные холодильные шкафы2
раковина для мытья рук1
Комната приема пищипроизводственный стол1
электроплита1
среднетемпературный холодильный шкаф1
шкаф (стеллаж)1
моечная ванна1
раковина для мытья рук1
картофелеочистительная машина1
овощерезательная машина1
моечные ванны2
раковина для мытья рук1

Минимальное количество работников пищеблока

в образовательных организациях и организациях отдыха детей

и их оздоровления

Таблица 6.19

Принцип работы пищеблокаЧисленность питающихся детейКоличество работников пищеблоков
На сырье и полуфабрикатахдо 200 чел.1 на 50 чел. (но не менее 1)
от 200 до 4001 на 60 чел.
от 400 до 7001 на 70 чел.
более 700 чел.не менее 10 чел.
На привозной продукции1 на 100 детей (но не менее 1)

Омбудсмен в сфере образования: Заморозить стройку детсада проще, чем ввести в строй!

Амет Володарский прокомментировал слова Президента о том, что из построенных 78 тысяч яслей в строй введены около половины. А остальные — стоят без лицензий. Это при том, что потребность в яслях в стране огромная

АЛИНА МАКЕЕВА

Омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей, член комиссии по образованию РАН Амет Володарский о проблеме знает не понаслышке. По его мнению, виновата в ней бюрократическая канитель, которой сопровождается процесс открытия детских учреждений в нашей стране:

— Это парадоксальная ситуация! Требования к детским садам и яслям сейчас настолько серьезные, что застройщику чаще всего проще заморозить строительство, чем заниматься подачей документов на лицензирование. Более того, Рособрназдор вместо того чтобы помогать готовить ясли к лицензированию, с каждым годом придумывает все новые барьеры, чтобы эти лицензии и аккредитации выдавать. Но в рамках реформирования, думаю, за этот 2020 год мы должны определить, останется ли Рособрнадзор карательным или консультативным органом.

Гильотинировать не вузы, а чиновничий беспредел!

Тот прискорбный факт, что органы ведомственного контроля над всеми сферами нашей жизни разрастаются как раковые клетки и вот-вот угробят страну, стали понимать даже во властных структурах. На днях, к примеру, о необходимости обуздать этот процесс на заседании правительства заявил вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Однако наиболее острая ситуация, пожалуй, сложилась в сфере образования. С важной инициативой в этой связи, как стало известно РОСВУЗу, выступил омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном Президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский.

Контроль — всеобщий и тотальный — в сфере образования, как известно, осуществляет Рособрнадзор. И только ленивый не упрекает данное ведомство за его деятельность, а также за правила, в соответствии с которыми она осуществляется. Тут и неадекватность критериев оценки работы школ и вузов; и некомпетентность чиновных экспертов; и необоснованность санкций, а то и прямых репрессий — вплоть до закрытия или приостановления аккредитаций — применяемых ими против учебных заведений. А, главное, — субъективность при принятии решений, чреватая колоссальной коррупциогенностью.

О необходимости борьбы с этим прискорбным явлением, рубящим на корню отечественную систему образования, говорилось давно. Однако в реальную фазу она вступила с появлением «регуляторной гильотины» — методики проведения реформы дебюрократизации путем автоматической отмены ранее принятых правовых актов.

В настоящее время создана рабочая группа по реализации «регуляторной гильотины» в сфере образования, куда вошел и «образовательный» омбудсмен. Заработал Совет, состоящий из нескольких подгрупп: Дошкольное образование с присмотром и уходом; Общее образование; Среднее специальное образование; Высшее образование; Дополнительное профессиональное образование и Дополнительное образование для детей и взрослых. Именно в ходе работы этого Совета и прозвучали призывы Амета Володарского принять принципиальное решение о моратории на отзыв лицензионных и аккредитационных документов вузов на весь срок действия «гильотины».

«Считаю, что пока в сфере образования идет процесс «гильотины» и сохраняется некоторая неопределенность ситуации, а также принимая во внимание заявления со стороны Рособрнадзора, что ведомство не возражает против разрушения наиболее одиозных барьеров, мешающих развитию системы высшего образования, необходимо ввести мораторий на отзыв всех аккредитаций и лицензий для вузов, которые уже имеют эти документы. Период моратория — как минимум на весь срок существования «гильотины» — до 1 января 2021 года. Вузы остро нуждаются в такой передышке!» — рассказал РОСВУЗу Володарский.

Действительно, «гильотина» представляет собой не только шанс «отрубить» что-то лишнее, мешающее продвижению вперед, но и возможность внести новые предложения, меняющие ситуацию к лучшему. И одно из них — превращение Рособрнадзора из надзорно-контрольного органа, каковым он является в настоящее время, в консультационно-вспомогательный, о чем, кстати, также неоднократно говорил омбудсмен Володарский. Только тогда эта организация будет не отравлять жизнь образовательных учебных заведений, а помогать им. И момент для этого сейчас более чем удачный, ведь и сам Рособрнадзор готов отказаться от многих своих функций включая выдачу аккредитации.

К слову сказать, на этой неделе первый вице-премьер и по совместительству министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства предложил премьеру Медведеву сократить количество надзорных органов. «Гильотинировать часть органов?» — уточнил Медведев. В ответ Силуанов подчеркнул, что надзорных органов стало очень много, поэтому число госслужащих надо оптимизировать. «Да, и вообще количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть» — добавил он.

Рособрнадзор осенью проведет апробацию концепции мониторинга качества дошкольного образования

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осенью 2019 года проведет апробацию концепции и методических материалов мониторинга качества дошкольного образования, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.



Отмечается, что в основу концепции легло изучение отечественного и зарубежного опыта исследований качества дошкольного образования, государственных систем его оценки и мониторинга, а также результатов апробации в российских условиях наиболее авторитетного международного инструментария комплексной оценки качества дошкольного образования Ecers-R.

Разработанные концепция и инструментарий создадут единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных систем мониторинга качества дошкольного образования, а также систем внутренней оценки качества работы детских садов.

«Общие подходы, заложенные в основу концепции, позволят сократить регуляторное воздействие на образовательные организации, повысить прозрачность контрольных процедур, объединить различные контрольные процедуры в единую систему мониторинга с едиными показателями качества», – сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Инструментарий мониторинга дает возможность оценить качество основной образовательной программы и степень ее соответствия федеральному государственному образовательному стандарту, качество организации образовательного процесса и содержания образовательной деятельности, созданные в детском саду образовательные условия, качество взаимодействия с родителями и сетевым окружением, а также качество управления дошкольной образовательной организацией.

Апробация пройдет в октябре–ноябре 2019 года. В список ее участников вошел 21 регион России. Технология проведения апробации предусматривает авторизацию образовательных организаций, участвующих в апробации, в единой информационной системе мониторинга качества дошкольного образования, получение доступа к апробационным материалам, сбор, систематизацию и анализ данных с использованием предложенного разработчиками инструментария.

По итогам мониторинга в декабре 2019 года будет подготовлен отчет, который обозначит риски и возможности развития системы дошкольного образования в разрезе субъектов Российской Федерации. В нем также будут представлены рекомендации по совершенствованию системы дошкольного образования на федеральном уровне.

Источник: российское образование

Съезд руководителей частных образовательных организаций России в рамках Московского Международного Салона Образования (ММСО) – 2019.

Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС совместно с Омбудсменом в сфере образования при Уполномоченном Президента России по правам предпринимателей Аметом Володарским и Ассоциацией негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР) организовали и провели Съезд руководителей частных образовательных организаций России в рамках Московского Международного Салона Образования (ММСО) – 2019.

Тридцать лет назад частное образование появилось в условиях новой общественно-политической и экономической реальности. За время своего существования оно успешно развивалось и получило поддержку общества
Современные и прогрессивные образовательные технологии, в том числе международные, были внедрены именно частным образованием. Однако, несмотря на очевидные успехи и высокий уровень доверия общества, частные образовательные организации в большинстве регионов оставались без внимания со стороны чиновников образовательной сферы. Сейчас во многих субъектах страны образовательные организации не получают поддержку государства, напротив, они выживают вопреки действиям чиновников. В последние годы наметилась тенденция к закрытию частных вузов и школ; декларируемое равенство государственных и частных организаций на практике отсутствует. Создаётся и поддерживается отрицательный образ частного образования. В настоящее время в образовательном сообществе возникла необходимость диалога с властью, касающегося будущего частного образования.
С приветствием к участникам Съезда обратилась министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. На пленарном заседании в ВДНХ в первый день выступили уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, помощник заместителя Председателя Правительства РФ Вениамин Каганов, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Любовь Духанина, руководители профильных ассоциаций, представители Аналитического центра при Правительстве России, «Деловой России», «ПАРТИИ РОСТА» и других структур.

На третий день работы съезда в Государственной Думе под руководством Любови Духаниной прошла дискуссия по теме «Правовое регулирование частного образования».

От Ассоциации дошкольных образовательных организаций Краснодарского края выступали Тихонова Маргарита и Шадрина Ольга.

Фотографии представлены Леонид Столярчук https://www.facebook.com/lenst

Театр Юного Актера- пятый сезон

Попали в сказку. Да не в одну, а сразу в десяток. В Краснодаре прошел фестиваль юных актеров «Радужный дождь».  На сцену Дворца искусств «Премьера» вышли 2 сотни совсем молодых артистов из различных дошкольных учреждений столицы Кубани.

Дюймовочка, Золушка, Элли с Тотошкой, Бастинда, мушкетеры и многие другие герои любимых сказок. В этот вечер на сцену вышли сотни актеров. И хотя это уже пятый фестиваль, для многих из них это первое выступление на большой сцене. Роли большие и второго плана – неважно. Перевоплощение полное, тексты выучены на зубок.

В воспитании театральное искусство – важный инструмент, говорят педагоги. Ребенок учится красиво и грамотно говорить, преодолевает внутренние комплексы и, конечно, получает удовольствие от игры на сцене.

– Во-первых, показывает каждое дошкольное заведение свое творческое и театральное мастерство. Вся душа сказки, внутреннее содержание, которое вкладывают воспитатели, мы видим на сцене. Герои оживают,  мы живем в фрагментах этих сказок. Это огромное волшебство, – рассказала Татьяна Летучая, депутат городской Думы Краснодара.

Родители готовились к этому выступлению не меньше своих детей, учили слова, шили костюмы. И в зале очень чувствуется волнение взрослых. Хотя оно уже вовсе не тревожное, а скорее, радостное.

– Только положительные впечатления,  только радость, только умиление.

– Впечатления самые теплые, лучшие. Детки наши – большие молодцы.

– Бесподобные впечатления, потрясающе.

– Очень талантливые детки, великолепно. Неожиданно и очень приятно.

– Здорово, очень красиво. Видеть, как эти маленькие детки разыгрывают такие спектакли – это просто чудесно.

– Душа, праздник. Дети такие красивые, мудрые. Мы посмеялись и все от души отдохнули здесь.

Несмотря на то, что «Радужный дождь» все-таки конкурс, проигравших здесь нет. Все актеры выложились на сцене по полной. Так, что, кажется, даже сам Станиславский сказал бы «Верю».

Инновации в дошкольном образовании города Краснодара

В рамках проекта «Изучение финансовой грамотности» ребята из детского сада «Счастливое детство» побывали на экскурсии в Крайинвестбанке! Восторгу не было предела! Детям рассказали о том, какой путь проделывают деньги, чтобы попасть в банковские терминалы, показали устройство банкоматов, как печатаются банковские карты. Также дети познакомились с теми, кто охраняет ценности банка. На улице экскурсантов ждали инкассаторы — серьезные мужчины в бронежилетах и на спецмашине. Ребята смогли поднять инкассаторскую сумку, изучить бронежилет, и даже побывать внкутри инкассаторской машины!
Наши ребята получили уникальную возможность увидеть работу банка изнутри, узнать как проводятся платежи и посетить такие уголки банка, куда могут попасть только сотрудники со специальным допуском. А еще, все дети получили памятные подарки от банка! Выражаем огромную благодарность руководству Край Инвест банка, и лично Жарковой Екатерине Владимировне за такую интересную и познавательную экскурсию!

 

Особенности подхода к образовательному процессу в разных странах

Фото Просвещение.

А вы знали? Особенности подхода к образовательному процессу в разных странах:

1) Итальянские школьники учатся не спеша – целых 13 лет, начальная школа занимает пять лет, потом начинается средняя. И здесь сюрприз: остаться в той же школе, просто перейти на другую ступень нельзя, нужно поступить в другую – считается, что это готовит детей к жизненным переменам. А еще в Италии нет школьной формы и выпускных – они даже не представляют, что потеряли;

2) Японские школьники расслабляться не приучены: в школу они поступают в 6, реже в 7 лет. Учебный год начинается в апреле и разбит на три семестра: апрель-июль, сентябрь-декабрь, январь – март. Учебные программы таковы, что если не хочешь отстать – лучше занимайся и в каникулы;

3) В Израиле школьники учатся на «шестидневке», зато первые шесть лет школы нет домашних заданий. Дальше детей распределяют в разные группы, в зависимости от способностей и уровня знаний;

4) Испанские школьники обязательно изучают два языка, английский и… в зависимости от того места, где находится школа (для них разница в кастельяно, каталауне или эускара – не пустой звук). А чтобы иностранный язык лучше усваивался, на нем преподают некоторые предметы – например, труд;

5) Девиз китайских старшеклассников очень емко отражает жизнь школьников в этой стране: учимся, пока живы, и будем учиться, пока не умрем. Обычный распорядок дня выглядит примерно так: 5 утра – подъем и пара часов самостоятельных занятий, с 8 до 16 – школа, далее до 21 — дополнительные занятия. «Вот бы сразу взрослым стать – отдохнуть от детства!» — мы думали, это про нас…

«Дари добро»

2 декабря Ассоциация дошкольных организаций Краснодарского края организовала благотворительный концерт «Дари добро» для сбора средств детям с ограниченными возможностями.
Мероприятие прошло ярко и весело! Наши звездочки, наши маленькие артисты покорили сердца зрителей!
Помимо выступления детских коллективов в программе были различные мастер — классы, аква-грим, анимация, веселые конкурсы и многое другое!
Самое главное , что наши дети, наши воспитанники с самого раннего детства понимают, что в силах делать добро.
Благодаря этой акции ребята стали причастными к очень важному и благородному делу — помощи детям, нуждающимся в лечении.
Спасибо всем за участие и поддержку!