В Чехии, как и в России, в большей степени распространены государственные детские сады. Туда принимают детей от трёх лет. Записываться нужно весной или, что лучше, за год до начала обучения. Как пишут российские эмигранты, найти для ребёнка подходящий садик можно и незадолго до сентября: нужно подать заявки в несколько организаций — где-нибудь обязательно появится свободное место.
Воспитанники чешских садиков почти всё время проводят на полу, так как там много свободного места и есть простор для игр. Соответственно, в дошкольных учреждениях хорошо организована защита от сквозняков, а полы достаточно тёплые, чтобы уберечь ребёнка от простуды.
Чешские воспитатели поощряют свободу творчества и детскую любовь к играм. По их мнению, запрещать нужно как можно меньше, ведь от этого дети могут потерять возможность развиться в каком-либо направлении. Блогеры, пишущие о дошкольном образовании в Чехии, призывают не удивляться, если дети в садиках будут перепачканы и измазаны — педагоги не ограничивают их желание играть на улице, даже если там очень грязно. Воспитатели уверены, что ребёнок должен получить максимальное удовольствие от всего, что ему нравится, и в этом заключается суть счастливого детства. Родители должны решить сами — нравится им это или нет.
Тихий час для чешских детей проходит на небольших матрасах, которые размещают и застилают после обеда. Это позволяет сэкономить пространство: матрасы достаточно удобны для ребёнка — в дошкольной организации отпадает необходимость приобретения кроватей.
Ещё одно отличие от отечественной системы — формирование групп не по возрастному признаку. Чешские психологи и воспитатели придерживаются мнения, что старшие ребята могут помочь младшим быстрее адаптироваться и выучиться чему-то, поэтому дети играют и занимаются вместе.
В местных детских садах много внимания уделяется фольклору и традициям чешской культуры, что особенно подойдёт для детей эмигрантов — поможет им адаптироваться. Маленький ребёнок, даже не зная языка, может начать учиться вместе с местными детьми, и через какое-то время он начнёт понимать язык и будет спокойно контактировать со сверстниками. Если ребёнка отдают в детский сад позже, ему будет сложнее — поэтому здесь предусмотрены бесплатные курсы, где детей из других стран учат языку. После них они смогут с лёгкостью начать или продолжить обучение.
Есть у чешской системы и недостатки. Во-первых, как правило, при детских садах нет врачей и медсестёр— в случае беды обращаться следует в больницу, а первую помощь оказывать своими силами. Во-вторых, дополнительное образование в дошкольных учреждениях обычно платное, хотя многие детские сады специализированные.
В общем, как и во всех странах, чешский опыт дошкольного образования имеет свои плюсы и минусы. Какая-то практика могла быть использована и у нас в стране — это позволило бы детям получить больше возможностей для творчества и саморазвития, ведь опыт каждого государства уникален в той или иной степени. Изучение международных практик и результатов их применения имеет большое значение при поиске способа формирования максимально полезной для детей системы образования.
Текст подготовила Анна Донцова на основе открытых источников