20 сентября 2013 г.
Большая часть детсадов, как и год назад, соответствует современным требованиям только на «тройку». Такой вывод делают авторы рейтинга муниципальных детских садов – проекта, который реализует РИА «Новости». Сады оценивали с точки зрения условий для детей, квалификации педагогического состава и дополнительных услуг.
«Непростая ситуация в дошкольном образовании, которая сложилась за последние десятилетия, несмотря на все усилия и заявления властей,никак не изменилась», — к такому заключению пришли эксперты. 99,3% изученных детсадов получили оценку «удовлетворительно», причём таких стало даже больше чем в 2012 году (96,2%). Не дотянули до «тройки» 0,6% учреждений (0,8% в 2012 году), с 3% до 0,1% уменьшилось количество «хорошистов», а отличников нет совсем.Висследовании, проведённом при участии Института психолого-педагогических проблем детства, участвовали более трёх с половиной тысяч учреждений дошкольного образования из 16 регионов России. Охват почти вдвое больше 2012 года.
Данные подтвердила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец. «С одной стороны, хорошо, что есть некая стабильность, нет ухудшений, но, с другой — мы бы хотели видеть в системе дошкольного образования изменения к лучшему. К сожалению, мы вновь увидели, что наши детские сады не удовлетворяют запросам родителей», — говорит эксперт. Такие результаты Татьяна Волосовецсвязывает, прежде всего, с многолетним недофинансированием системы.
«Плохое оснащение, материальная база, нехватка методической литературы, отсутствие повышения педагогической квалификации.Лишь год-два тому назад ситуация начала меняться к лучшему. В 2013 году правительство выделило на дошкольное образование 50 млрд. рублей. До 2016 года в эту сферу будет направлено еще 280 млрд. рублей. Надеюсь, что перемены будут продолжаться», — говорит Татьяна Волосовец.
О том, что развитие системы дошкольного образования практически стоит на месте, говорит и профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования Алтайской государственной академии Института психологии и педагогики Алексей Майер. «Я проводил исследование в Алтайском крае на примере 300 садов. 300! Они все одинаковые, одинаковые по системным показателям качества, — говорит эксперт. — Да есть разница по оснащению, и есть разница по кадрам, но в масштабе больших чисел и статистики эта разница нивелируется. У всех садов сегодня средний уровень. Нужен внешний стимул, причём очень большой стимул. У нас пока государство не поймёт, что без огромныхфинансовых вливаний и расширения сети, создания качественных мест, где всем будет хорошо, и в первую очередь педагогу, мы никуда не прорвёмся».
Алексей Майер, говоря о способах оценки качества дошкольного образования, ставит под сомнение их объективность. «Исследования способствуют развитию образования, если в них заложены системные показатели. Пока не выкладывается методика оценки, те люди, которые это делали, те результаты, которые они получили, мы можем говорить, что идёт манипуляция общественным мнением, — рассуждает эксперт. — Детские сады не бывают плохими или хорошими. Они бывают адекватными ситуации и задачам, которые они реализуют. Либо они их не могут реализовывать».