30 августа 2013 г.
Такое заявление сделал профессор Алтайской государственной педагогической академии и один из постоянных экспертов мероприятий в сфере образования ГК «Открытый Диалог» Алексей Майер.
Вступление в силу нового закона «Об образовании» открывает новую страницу в истории дошкольного воспитания. Оно становится отдельной ступенью общего образования. Однако работники этой сферы, по словам Алексея Майера, перед новым учебным годом испытывают смешанные чувства. «Люди испытывают страх, причём страх не перед будущим, а от неведенья», — отмечает он. В новом учебном году работу детского сада будет определять ФГОС. Его разработка шла с конца января текущего года под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. На широкое общественное обсуждение проект был представлен в июне.
«Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», — отмечает Александр Асмолов. Однако, как говорит Алексей Майер, рамки стандарта могут вынудить учреждения отказаться от работы по собственным или авторским программам. Хотя многие из них созданы ведущими российскими экспертами в области дошкольной педагогики.
«В конце 80-х мы перестроили работу детских садов под интересы школы изапросы родителей, сделав акцент на обучении и подготовке к школе, — рассказывает заведующая детским садом №2041 города Москвы Елена Бахарёва. – Сегодня нас вынуждают возвращаться к играм. Спустя десятилетия педагоги уже не могут легко перестроиться на новую волну и отказаться от наработанных методик».
Как отмечает Алексей Майер, дошкольное образование готово к тому, чтобы принять и усвоить новые стандарты, однако сделать это представляется возможным, только если работники отрасли согласны тесно сотрудничать друг с другом. «Нам сейчас очень много говорят о необходимости слушать ребёнка, но не менее важно, чтобы мы не забывали слышать своих коллег. Детские сады поглотила бюрократическая волокита, и из-за неё мы перестали общаться.